|
Если говорить о железнодорожном сообщении Могилевской губернии второй половины XIX века в целом, то в те времена товаров из региона вывозилось больше, нежели прибывало. Иными словами, существовало положительное торговое сальдо. Но Орша стала исключением: на ее железнодорожную станцию грузов прибывало значительно больше, чем с нее отправлялось. Объяснялось это тем, что через город самым необходимым обеспечивались и другие уезды. Город был своего рода местом разгрузки товаров, предназначенных для Могилева, Горок, Чаусов, Быхова и Черикова. Главным образом здесь получали мануфактуру, бакалею и галантерею из Москвы, Варшавы, Лодзи, Белостока и, наконец, из Европы. Сюда приходила соль из Царицына, пшеничная мука из Ельца, чай из Кенигсберга. А на оршанской железнодорожной станции в вагоны грузились рожь, ячмень, овес, льняное и конопляное семя. Все это отправлялось в Ригу, Либаву, Варшаву. Кроме того, из Орши в Москву поставлялись проволока и гвозди местного производства. В другие города Российской империи отправлялись пшеничная и картофельная мука, крахмал, перловая и овсяная крупы, произведенные в Горецком уезде. Через Оршу из Копыся и Левков потребителям шло весьма значительное количество изразцов. В основном их покупали в Одессе и Киеве. История железнодорожного узла Орши Сегодня вокзал в Орше — один из лучших в стране. Во время открытия в 1871 году он и близко не мог претендовать на столь высокую оценку. Был весьма простым зданием. Сегодня лишь старые фотоснимки дают представление о первых деревянных постройках. Облик, более близкий к современному, вокзал обрел к 1915 году. На привокзальной площади стояла и небольшая каменная церковь. Орша внесла свой вклад в развитие технических библиотек в структурных подразделениях нынешней Белорусской железной дороги. Большую роль в организации этой сети сыграло создание в июле 1906 года на Московско–Брестской железной дороге комитета для заведования образовательными учреждениями и его местных попечительств. При оборудовании училищ комитет обратил особое внимание на работу библиотек и на приобретение наглядных учебных пособий. Независимо от наличия библиотек при училищах, кроме существовавших ранее для служащих в Москве, Смоленске и Минске, были организованы библиотеки на станциях Дорогобуж, Вязьма и Орша. При оршанской даже был устроен особый читальный зал. Плата за чтение книг взималась самая незначительная, что делало пользование доступным для всех работников дороги. Кроме того, для низших служащих организовывались особые подвижные библиотечки, которые рассылались по станциям дороги. Хотя Орша имела свой главный статус как железнодорожный узел, она была еще и достаточно крупным речным портом, самым значимым — в пределах Могилевской губернии — на Днепре. Ежегодно здесь грузилось самым разным товаром порядка 100 судов. В среднем грузчики переносили на них свыше 325 тысяч пудов разного добра на общую сумму более 100 тысяч рублей. Для сравнения: Могилев ежегодно отправлял чуть более 60 судов. Общая стоимость отгруженного товара не превышала 90 тысяч рублей. Сегодня, впрочем, это уже в прошлом. Не так давно встречал знакомых, ехавших через Оршу. Пока в ожидании поезда стоял на перроне, поймал себя на ощущении какой–то ирреальности. Хотя вокруг уже стоят сплошь современные здания, автомобили, кажется, будто одновременно находишься и в дне сегодняшнем, и в прошлом — на пути «из варяг в греки», благодаря которому, собственно, и появился город...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
взято:http://govorim.by/vitebskaya-oblast/orsha/stati-ob-or..
|
|
|